кейс
Surf the sound
Разработка корпоративного бренда для микро-бизнеса в сфере услуг граничит с персональным брендингом. Часто гарантом качества услуг выступает личность владельца, поэтому поиски идентичности нужно начинать именно с него.
На такой узкой нише как звукозапись продвижение происходит за счет сарафанного радио. Вроде бы, и брендинг особо не нужен - есть страница в ВК, условный логотип, довольные клиенты, которые приводят новых. Но владельцы студии звукозаписи ReverbEye хотели относиться к любимому делу, в которое вложено много ресурсов и которое перестало быть просто хобби, как к бизнесу и соответствующим образом его вести и зарабатывать. В этом случае обращение к бренд-креаторам становится тем самым переходным этапом, когда ты заявляешь самому себе и рынку о серьезности своих намерений.
Студия звукозаписи ReverbEye
Клиент
Reverbeye появилась в 2015 году, когда её основатели, Алексей и Артём, не смогли найти в Петербурге студию звукозаписи, где бы четко понимали их потребность и могли достичь нужного звучания. Группа The Sloptones, с которой они выступают, играет в стиле Surf Rock (топ-10 питерских коллективов по версии Стереолета) - направление, пришедшее из Калифорнии 60х. Чтобы воссоздать соответствующий винтажный звук, нужно обзавестись множеством атрибутов, что компаниям, работающим с массовыми направлениями, не выгодно. Музыканты сняли помещение на территории бывшего завода Красный треугольник сначала как репетиционную точку, а потом и для записи пластинок. Легкую и преимущественно инструментальную музыку 60х команда узнала изнутри достаточно глубоко, чтобы продюсировать и другие проекты.
Продукт
Для начала определяемся с локомотивным продуктом - тот, в котором сильны позиции, есть желание расти и возможность развивать бизнес. Вокруг него и будет построен бренд.
Репетиционная точка - это «дойная корова» в музыкальном бизнесе, быстро окупаемый продукт. Спрос в Петербурге превышает предложение, затраты - аренда и комплектация базовым оборудованием. Здесь можно зарабатывать, чтобы «кормить» то дело, к которому по-настоящему лежит душа, но которое требует постоянных вложений - звукозапись и продюсирование. Этот рынок более узкий, но здесь возможна неценовая конкуренция, и есть барьеры входа - мало вложиться в материальную базу, нужны компетенции звукорежиссера.

Основные услуги компании:
  • звукозапись
  • продюсирование артистов
  • проектная, экспериментальная студия
  • выездные сессии
Целевая аудитория
Как правило, музыку 60х исполнители открывают для себя к 25-30 годам, чаще всего со стороны тяжелых стилей, иногда интересуются и профессиональные музыканты. Музыка непростая, поэтому музыканты достаточно сильные и соответствующего культурного уровня, эстеты. В большинстве своем это люди состоявшиеся, играют для себя и городской тусовки, не ради заработка, но могут себе позволить группу и запись как дорогое хобби. Большинство - люди прикладных профессий с доходом выше среднего, чаще всего - технари.

Эстетика, ностальгия, средний+ ценовой уровень - то, что берем себе на заметку для дальнейшего проектирования бренда.
Сильные стороны бренда
Сильные стороны студии лежат не столько в плоскости функциональных критериев (помещение, оборудование), сколько эмоциональных. К ребятам приходят, потому что здесь комфортная атмосфера - можно прилечь, закурить - всё, что угодно, лишь бы помогло снять напряжение во время волнительной записи и не чувствовать себя арендатором.
Поскольку основным продуктом большинства игроков всё же является сдача в аренду репетиционных точек, а звукозапись идет опцией, она часто выходит весьма посредственной и несет индивидуальность студии, а не исполнителя. Клиенты RevebEye отмечают профессионализм и комплексный подход - музыкантов не оставляют наедине с оборудованием и сомнениями, а поддерживают и помогают найти правильное звучание.

Неформальность, гибкость - ещё одни важные составляющие бренда, которые наша задача попытаться отразить в визуальной айдентике.
Конкурентное окружение
Итак, клиенты приходят по сарафанному радио, анализ стоит сфокусировать не на конкурентах, а на потенциале текущего бренда. Но конкурентов мы тоже расстраиваем.
В культурной столице визуальная айдентика музыкального бизнеса сводится к ассоциациям первого порядка (клавиши, гитары, ноты и тому подобные атрибуты), активной игре со шрифтами и смыслами (чтобы отразить причастность бизнеса к творческому сегменту, очевидно), отсутствию дизайн-системы в коммуникациях и идеи, стоящей за брендом. Иными словами, идентичность отсутсвует - если убрать названия из логознаков, их можно запросто перепутать. Встречаются и хорошие с точки зрения дизайна проекты, достаточно современные и узнаваемые, но не трогающие «струны души» отсутствием индивидуальности бренда.
В визуальной айдентике любого бизнеса не обязательно отсылаться к сфере деятельности, важнее - найти метафору, которая застрянет в сознании и поможет отсроиться от других игроков и выстроить прочную ассоциацию.
Поскольку студия ориентируется на определенное направление в музыке, важно с помощью визуальной айдентики донести специализацию. Это поможет правильно выстроить коммуникацию на целевую аудитории, отсекая массового потребителя. В нашем случае - surf rock и близкие стили.
Мы создаем бренд, являющийся продолжение основателя и близким целевой аудитории - важно изучить наследие. Для этого мы отправляемся на студию, вдохновляемся деталями интерьера. Основатель по профессии инженер, увлекается наукой и космосом. Surfing - вторая тема, красной нитью проходящая через творчество. В бренд закладываем кругозор собственника, интеллект, индивидуальный подход - то, что отличает от традиционных рок-студий с почасовой оплатой.
Фирменный цвет нам подсказал сам основатель - surf green. Именно такого цвета гитары использовали калифорнийские музыканты, такой будет и новая барабанная установка. Цвета немного приглушенные, словно выцвели с 60х.
Для логознака мы искали такую форму, которая будет заметна на обложках виниловых пластинок, которые записываются в студии. Название достаточно сложное и длинное, и в компании принято его краткое использование, которое имеет правильную ассоциацию с процессом записи. Начертание названия с одной стороны вдохновлено океанскими волнами, с другой отсылает к винтажному стилю, характерному для самых известных марок музыкальных инструментов.
Запись - довольно волнительное мероприятие даже для опытных музыкантов, а часто записывают пластинку и любители, просто чтобы обозначить, что группа существует или на память перед распадом. Музыкантам нужна расслабленная обстановка - диван, на котором можно расположиться с кофе или пивом, покурить здесь же, если нужно. И самое главное - не чувствовать как тикают оплаченные часы, когда под дверью уже стоят другие арендаторы, быть уверенным, что ради тебя задержатся, если что-то пойдет не по графику (а в звукозаписи это обычное дело).
На стене в зоне отдыха будет отведено место под самовыражение: здесь группы могут написать отзывы, оставить свой стикер, сделать фото на память. И таким образом вновь запустить сарафанное радио.

В моем случае брендинг сам по себе не приводит новых клиентов, он работает косвенно - он заставляет меня верить, что всё серьёзно, чувствовать ответственность перед клиентами и делать круто свою работу. А качество записей приводит клиентов снова и запускает сарафанное радио.
Алексей Чилахин, основатель ReverbEye
Понравился кейс? Лайк!